Библиотека экономической и деловой литературы
  Главная  Читальня  Ссылки  О проекте  Контакты 

Дж. Р. Хикс. "Стоимость и капитал" > Часть IV. Функционирование динамической системы - Глава XVII. Процент и производственный план

1. Теперь мы подходим к действительно спорному во­просу. Воздействие изменения цен на план производства рассмотрено, все значительные проблемы были освещены. Но крайней мере со времен Маршалла известно, что же в этой области исследований важно. В то же время в исследованиях, имеющих дело с изменениями в уровне процента, нет такой единой концепции, в которой было бы все увязано и которую можно было бы с легкостью принять. Существует «классическая» теория (теория Бем-Баверка), однако ее основательность подвергается сомнениям в широких кругах исследователей; существует за­мысел оппозиционной теории (выдвинутой проф. Найтом и его последователями), но ее сторонники оставили важные проблемы в значительной мере нерешенными. Таким образом перед нами открывается возможность предпри­нять попытку создания новой теории, которая могла бы расставить все диссонирующие элементы по своим мес­там.

Я полагаю, что создал такую теорию, и надеюсь изло­жить ее в настоящей главе. Читатель уже, наверное, име­ет некое приблизительное представление об этой теории, поскольку анализ, которым мы только что занимались, проводился так, чтобы подвести к ней. К примеру, влия­ние изменений цены на производственный план рассмат­ривалось столь подробно не ради него самого (в данной области действительно важные выводы были уже сдела­ны), а с целью подвести читателя к исследованию изме­нений в уровне процента. Остается только применить уже известный метод, анализируя изменения процента, и решение проблемы окажется у нас в руках.

Теория, рассматривающая изменения в уровне процен­та, гораздо сложнее теории, которая анализирует измене­ния цен; тому есть одна причина. Если мы имеем дело с ценами, можно непосредственно взять самый интересный случай - случай, когда предполагается, что цены изменяются непрерывно. (Мы знаем, почему это так: непрерыв­ное изменение цен означает пропорциональное изменение текущих цен и ценовых ожиданий; это дает нам право ввести статическое по характеру условие, рассматривая товары, которые должны быть проданы или куплены в различные дни, как один и тот же товар.) Если же мы имеем дело с процентными ставками, то уже не можем согласиться на такое удобное упрощение - ожидания рав­номерных изменений в уровне процента подразумевают пропорциональное еженедельное изменение нормы дис­конта по ссудам на любой срок, и это не означает, что наблюдается пропорциональное изменение дисконтирован­ных цен, на которые ориентируются при составлении плана. Верно, дисконтированные цены систематически изменяются, но это не пропорциональные изменения. Дис­контированные цены выпускаемой продукции и производ­ственных факторов, относящиеся к отдаленному будуще­му, обычно больше подвержены изменениям, чем соответ­ствующие дисконтированные цены, относящиеся к бли­жайшему периоду. В результате этого мы не можем, раз­рабатывая теорию процента, сразу же формулировать главные положения на основании тех или иных известных нам статических закономерностей. Единственное, что здесь возможно - рассматривать общее изменение в уровне про­цента как состоящее из отдельных изменений отдельных процентных ставок (мы поступали так же, полагая, что общее изменение цен и ценовых ожиданий представляет собой совокупность отдельных изменений в ценовых ожи­даниях). Такой подход, хотя он и не был особенно необходим, позволил нам прояснить суть дела при анализе движения цен; здесь же это единственная открытая для нас «линия наступления».

2. Начнем с того допущения, что на рынке ссуд суще­ствуют дифференцированные ставки процента по ссудам различных сроков. Зададимся прежде всего вопросом: «Что происходит, когда изменяется одна процентная став­ка?» По предположению, все прочие ставки процента не­изменны, как (разумеется) и все цены и ценовые ожида­ния.

Пусть ставкой, которая изменяется, будет процентная ставка по ссудам на t недель; тогда соответствующее из­менение скажется на дисконтированных ценах всех тех продуктов, которые должны быть проданы в (t+ 1) неде­лю, считая от дня составления плана, а также на дискон­тированных ценах всех тех факторов, которые должны быть приобретены в ту же неделю. Все прочие дисконти­рованные цены останутся без изменений.

Таким образом, снижение процентной ставки по ссудам на t недель приведет к повышению дисконтированных цен Xt, Yt,..., At, Bt,... (продуктов и факторов, соответ­ствующих производству в ту неделю, которая начнется че­рез t недель). Самым обычным последствием такого сни­жения должно быть расширение планируемого выпуска Xt, Yt, ... и сокращение планируемых затрат At, Bt, ... . А это, в свою очередь, предполагает либо расширение вво­да ресурсов в другие недели, либо соответствующее сокра­щение выпуска, либо же то и другое вместе.

Поскольку, однако, расширение выпуска Xt (связанное с ростом дисконтированной цены этого продукта) может осуществляться за счет сокращения выпуска Yt и может, кроме того, способствовать увеличению спроса на исполь­зуемые одновременно ресурсы At, Bt,... (аналогично по­добное расширение выпуска одного из продуктов может сказаться на выпуске прочих продуктов и вводе в произ­водство прочих ресурсов), нельзя наверняка утверждать, что прямые последствия расширения выпуска определен­ного продукта (или сокращения использования опреде­ленного ресурса) не могут оказаться слабее соответствую­щих косвенных последствий, носящих противоположный характер. Следовательно, нельзя безоговорочно утвер­ждать, что выпуск какой-либо определенной продукции в. данный день будет увеличиваться и что количество како­го-либо определенного ресурса будет уменьшаться. Можно представить себе случаи, когда соответствующее воздейст­вие на выпуск продукции или на ввод в производство ре­сурсов носят совершенно противоположный характер. Но поскольку мы рассматриваем здесь выпуск продукции и затраты, которые осуществляются одновременно, измене­ние ставки процента приводит к изменению в той же самой пропорции всех соответствующих дисконтированных цен; применим, таким образом, знакомый нам пример, предполагающий рассмотрение набора товаров, цены ко­торых изменяются одинаково, как единичного товара. Верно, при исследовании в целом вводимых в производ­ство факторов и выпускаемой продукции (это позволяет считать их единичным товаром) мы должны помнить, что всякие количества факторов и продуктов относятся друг к другу как, можно сказать, величины с обратными зна­ками (принципы, объясняющие движение факторов, противоположны принципам, объясняющим движение про­дуктов). И это не противоречит применению правила, согласно которому те и другие рассматриваются как еди­ничный товар. При использовании этого правила нужно лишь брать в расчет разницу между стоимостью выпущен­ной продукции и стоимостью ресурсов. Падение процент­ной ставки по ссудам на срок t недель совершенно определенно приводит (безо всяких исключений) к повышению прибыли, которую планируется получить в (t+ 1) неделю.

Этот принцип исследования применим практически во всех случаях; он обеспечивает удобный подход к решению проблем и нашего последующего анализа. Так как цено­вые ожидания заданы, всякое изменение в уровне процентных ставок приведет к изменению (в одинаковой про­порции) дисконтированных цен одновременно производи­мых продуктов и применяемых факторов. Следовательно, обсуждая проблемы, связанные с изменениями в уровне процента, мы можем, как только захотим, рассматривать совместно те продукты и факторы, выпуск и использова­ние которых осуществляется одновременно. Мы можем упростить проблему производственного плана, рассматривая ее просто как проблему выбора из возможных потоков прибыли такого потока, который обеспечивает наибольшую выгоду; при этом набор возможных потоков прибыли задается условиями производства, а его представление в стои­мостном выражении становится возможным благодаря допущению, что цены и ценовые ожидания заданы. Тогда последствия изменений в уровне процента можно свести к замещению между объемами получаемой в разные недели прибыли, что будет приблизительно отражать процессы замещения и трансформации, характерные для выпускаемых продуктов и применяемых ресурсов, обеспечивающих получение этой прибыли. Тем самым норму дисконта на t недель (речь идет о величине, на которую нужно умень­шить покупательную способность денег, чтобы сделать скидку с этой суммы на t недель) следует считать «ценой» прибыли, получаемой в (t+ 1) неделю. При повышении этой нормы дисконта необходимо говорить о росте «цены» соответствующей прибыли. Следовательно, подводя итог обсуждению данного случая, можно сказать, что будет наблюдаться увеличение прибыли, которую плани­руется получить в (t+ 1) неделю, а также что это увели­чение станет возможным благодаря замещению объемов прибыли, получаемой в другие недели (прибыль, получае­мая в какую-либо одну неделю, увеличивается за счет ее уменьшения в другую) [Увеличение убытков нужно расценивать как сокращение прибыли.]. При этом возможно-таки, что между объемом прибыли, получаемой в (t+ 1) неделю, и объемами прибыли, получаемой в некоторые другие неде­ли, возникнут отношения дополняемости; объем последней также будет расти.

3. Если именно так излагать теорию, объясняющую последствия отдельных изменений в уровне процента, то довольно легко расширить ее, чтобы определить послед­ствия общего изменения процентных ставок. Если за не­делю процентные ставки по ссудам всех сроков снижают­ся, то нормы дисконта (иначе говоря, «цены» прибыли), соответствующие всем будущим объемам прибыли, повы­сятся; это само по себе способствует заменяемости буду­щей прибылью прибыли текущей. Но исследуемое изменение уровня процента не является все-таки лишь про­порциональным сдвигом в уровне всех «цен», относящихся к будущей прибыли; всякая такая «цена» затрагивается в большей мере, чем соответствующая «цена» соответству­ющей предшествующей недели, и в меньшей мере по сравнению со всякой «ценой» всякой последующей неде­ли. Объем прибыли для каждой недели подвержен воздей­ствиям двоякого рода: возрастание «цены» этой прибыли способствует замещению ею прибыли, получаемой в дру­гие недели; рост других соответствующих «цен» вызывает замещение в противоположном направлении. И чем позднее наступает данная неделя, тем сильнее воздействия, стремящиеся увеличить соответствующую прибыль, и тем ниже вероятность того, что будут действовать силы про­тивоположного характера. Таким образом, можно пола­гать, что выше всего прибыль самой отдаленной будущей недели и ниже всего - самой близкой. В целом изменения процента таким образом влияют на поток прибыли, что последний совершает, если можно так выразиться, «пере­гиб» («tilt»); этот поток, сокращаясь с одной «стороны», расширяется с другой; причем, как мы видели, сокращение сменяется расширением где-то посередине.

Прибыль можно увеличить либо за счет соответствую­щего сокращения расширения выпуска, либо за счет со­кращения соответствующих вложений в применяемые ре­сурсы, поэтому «перегиб» потока прибыли обусловливает следующее. Поток выпуска будет расширяться таким образом:

↓ Х0, Х1, Х2, Х3,..., Хn. ↑

(в точном соответствии с движением самой прибыли). Однако поток ресурсов будет расширяться в противопо­ложном направлении:

↑ А0, A1, A2, А3,..., Аn. ↓

Каким образом характеризующиеся «перегибами» поток выпуска и поток ресурсов будут соответствовать друг дру­гу, зависит от условий производства.

Теперь следует вспомнить, что рассматриваемого явления мы касались выше при анализе потоков выпуска. В результате повышения цены на определенную продук­цию (при предположении, что эта цена растет непрерывно) поток выпуска «поворачивает» вверх (см. движение кривой ВВ на рис. 24). Однако это обусловлено действи­ем совершенно иной причины. Ожидаемый непрерывный рост цены на продукцию сам по себе стимулирует расши­рение ее выпуска во все будущие периоды - ответное же расширение выпуска будет, вероятно, сильнее в отдаленные, чем в близкие периоды в будущем, что связано с ограничениями производственного характера и специфич­ностью первоначального оснащения фирмы. Здесь же па­дение процентных ставок способствует большему расши­рению выпуска в отдаленные периоды по сравнению с близкими не из-за производственных ограничений - дело в самой природе процента.

Однако ограничения производственного характера и отношения дополняемости также имеют некоторое значе­ние и здесь. Объем текущего выпуска всегда в значитель­ной степени предопределен, поэтому маловероятно, что действующий в подобных условиях стимул к сокращению этого выпуска будет эффективным. Довольно неэффектив­ными могут оказаться и стимулы к расширению текущего выпуска (по причинам, которые мы рассматривали в пре­дыдущей главе). Расширение текущего выпуска будет, скорее всего, наибольшим в середине всего данного перио­да. Точное распределение, в соответствии с новым производственным планом, выпуска во времени зависит от ус­ловий производства, ибо последние определяют, когда ста­нет возможным раздвинуть временные границы выпуска и сузить соответствующие границы ввода в производство ресурсов.

Нельзя вывести сколько-нибудь жесткого и краткого правила относительно величины выпуска и затрат в ка­кой-либо определенный день (как и правила, определяю­щего величину прибыли); мы можем лишь сказать, что в некотором широком смысле слова поток прибыли обяза­тельно будет характеризоваться «перегибом».

Можем ли мы дать для этого случая точное определе­ние?

4. Все, что мы хотим вывести, это числовой показа­тель, свидетельствующий о характере производственного плана, показатель, который бы непременно известным образом изменялся при колебаниях процентной ставки. Хотя мы могли бы, видимо, позволить себе удовлетво­риться показателем, свидетельствующим о данных изменениях лишь с приблизительной достоверностью (при об­суждении многих соответствующих вопросов мы не можем и надеяться на то, чтобы не встретиться с редкими исключениями, похожими на тот случай, который был связан с изогнутой назад кривой спроса).

Поиски именно такого показателя привели Бем-Баверка и его последователей к формулированию понятия «средний период производства» и понятия «средний пе­риод инвестирования». Для простых случаев, которые они рассматривали, представлялось естественным говорить о том, что отдельная единица текущих затрат порождает расширение конечного потока выпуска. «Промежуточные продукты» (или, как мы можем их назвать, оснащение фирмы), которые обязаны своим существованием непо­средственно первоначальным затратам, по истечении из­вестного периода времени оказываются либо израсходованными, либо превратившимися в готовую продукцию. И если взять средний из периодов времени, по истечении которых первоначальные затраты обеспечивают изготов­ление продукции, мы получим используемый австрийской школой «средний период производства».

Но какого рода эта средняя величина? Что здесь взвешивается? Можно бы подумать, что эти вопросы получили уже некоторое освещение, однако, как это ни удиви­тельно, не получили. Насколько можно судить, в качестве весов берутся объемы выпущенной продукции или, в ко­нечном счете, значения ее стоимости.

То и другое понимание «среднего периода» наталкива­ется на уничтожающие возражения: проф. Найт показал, что невозможно построить подобного рода конечный ряд для значений выпускаемой продукции, которым могут быть поставлены в соответствие определенные значения текущих затрат. Обыкновенно предполагается, что еди­ничные текущие затраты обеспечат бесконечный поток будущих затрат, порождающих бесконечный поток буду­щего выпуска. Но из этого потока невозможно выделить определенную продукцию, которая «обеспечивается» теку­щими затратами. Если бы текущие затраты не соверша­лись, то текущий выпуск должен был бы претерпеть некоторое сокращение (при условии, что затраты не увели­чатся и в будущем); такое сокращение могло бы наблю­даться в один или в другой день, а также могло бы «распределиться» так или иначе по нескольким дням в буду­щем.

Точно так же нельзя избежать указанных затруднений, пренебрегая попыткой выделить поток выпускаемой про­дукции, которую можно было бы поставить в соответствие с определенными затратами, рассматривая производствен­ный план фирмы как единое целое. Нет причины, кото­рая заставляла бы придавать такому плану свойства, важ­ные с точки зрения поставленной задачи - одни затраты планируются вслед за другими, одни продукты выпуска­ются вслед за другими, и эти планы строятся в расчете на такой период времени, какой предприниматель желает охватить.

Таким образом, понятие «периода» австрийской шко­лы нам не подойдет, но все-таки Бем-Баверк не говорил совершенно вздорных вещей. Для обсуждавшихся случаев его теория была достаточно разработанной; теперь же можно дать такую обобщенную концепцию, которая бы учитывала возражения, выдвинутые проф. Найтом, но при этом охватывала соображения Бем-Баверка в качестве особого случая.

Нам не нужно уходить далеко в поисках такой кон­цепции - она у нас в руках. В ходе своих рассуждений мы уже сталкивались с понятием среднего периода, которое позволяет ответить на упомянутые возражения. В дальнейшем мы покажем, что именно этого в действи­тельности и добивались представители австрийской школы.

Если мы возьмем поток ожидаемых прибылей и убыт­ков (т. е. разницу за последовательные периоды между стоимостью выпущенной продукции и стоимостью исполь­зованных на ее производство ресурсов) и, применяя наше правило определения среднего периода потока, рассчита­ем значение этого среднего периода (используя значения дисконтированных стоимостей), то получим нечто более перспективное, чем «период» австрийской школы. Выве­денное определение позволит считать, что даже поток не­определенной продолжительности характеризуется конеч­ным средним периодом, а, следовательно, нам не нужно утруждать себя сопоставлением будущего выпуска и те­кущих затрат. Мы можем сосредоточить внимание на среднем периоде потока прибыли, иначе говоря, среднем периоде плана в целом.

Далее, по ходу исследования, проводящегося в насто­ящей главе, станет ясно, что решения предпринимателя всегда связаны с дисконтированной, а не с недисконтированной стоимостью. Предприниматель, принимая решение, н