| ||||||||||||||
Грейсон Джексон К. младший, О'Делл Карла ." Американский менеджмент на пороге XXI века" - Глава XXV Мифы о Японии
В этой главе мы проанализируем пять мифов о конкурентоспособности Японии, которые, по нашему мнению, способны в наибольшей степени ввести в заблуждение американцев. Как и в истории Расемона, в каждом вымысле есть доля правды, так же как и в каждой правде есть доля вымысла. Миф 1. Японцы - блестящие имитаторы, однако они не способны к творчеству и оригинальному мышлению. Это - просто неправда. Существует четыре причины, послужившие созданию этого мифа. Во-первых, как мы показали, за свою историю любая страна, в том числе и Соединенные Штаты, заимствовала и копировала достижения других стран, особенно на ранних периодах своего развития. Однако то, что страна что-то копирует, не означает, что она не способна к созиданию нового. Если бы это было так, США не были бы сегодня творческой нацией. Во-вторых, японцы всегда были людьми творческими. Первый в мире роман "История Гендзи" был написан в Японии в XI в. Дифференциальное исчисление было открыто японцем Сейки Танакапу задолго до Ньютона и Лейбница. Эдвин О. Рейшауер указывал на огромную жизненную и творческую силу японской культуры, проявляющуюся в симфонической музыке, театре, танцах, архитектуре, живописи, гончарном искусстве. Так же неверно и то, что японская наука и техника всегда отставали от американской. Джастин Блум, проработавший шесть лет советником по науке и технике в посольстве США в Японии, докладывал конгрессу: "Я разговаривал в буквальном смысле с сотнями американских ученых и инженеров, работавших непосредственно со своими японскими коллегами в самых различных отраслях науки и техники. Практически каждый из них заявлял, что уровень японских НИОКР очень близок к американскому или даже превосходит его". Японцы расширяют и фундаментальные исследования в таких областях, как физика электронных лучей, биотехнология, молекулярная технология, прикладная математика. С 1980 г. Япония проектирует и строит двадцать шесть крупномасштабных, сверхсовременных технополисов, равномерно распределенных по всей стране. В каждом технополисе (техно - от технологии, полис - от древнегреческого "город-государство") будут размещены исследовательские центры, заводы, промышленные парки, центры рискового капитала, школы, центры культуры и искусства, системы автострад и аэропортов, соединенные между собой Системой информационной сети (СИС), разработанной "Эн Ти Ти". Эти технополисы в течение восьми лет совместно проектировались министерством внешней торговли и промышленности и префектурами. Некоторые из них строятся уже сейчас, строительство же большинства из них должно завершиться к 2000 г. Все они нацелены на производство новейших технологий, которые должны быть лучше западных. Они станут двигателем экономического роста Японии в XXI в. Тацуно Шеридан в книге "Стратегия технополисов" указывает, что Соединенные Штаты столкнутся с "патентным потопом", который зальет их в следующие десятилетия. В-третьих, неверно отождествлять творчество и новаторство только с изобретениями. Технические нововведения зависят не только от изобретений, но и от разработок и их использования. Англичане изобретали, американцы разрабатывали и использовали. Американцы изобрели транзисторы, полупроводники, цветной телевизор, коммерческие видеомагнитофоны и машины с цифровым управлением. А японцы копировали, приспосабливали, улучшали, находили те области использования, которых не видели американцы. Научный успех еще не означает успеха коммерческого или увеличения конкурентоспособности. Освоение также требует творческого подхода. Японцы показали свои способности к поиску и внедрению нового в производственном процессе - системы "Канбан", "точно вовремя", гибкие производственные системы - все это требует интеграции "твердой" и "мягкой" технологий. Они также проявляют новаторство в маркетинге, системах управления, подготовке кадров. Недостаток внимания к этим сферам деятельности является одной из главных причин того, что автоматизация американских заводов часто успеха не приносит. Многие важные изобретения были сделаны не в академических лабораториях и не на изолированных "фабриках мысли", а в процессе практической деятельности. Японские инженеры проводят много времени на заводах, становятся членами временных групп по маркетингу, дизайну, производству. Они изобретают и внедряют свои изобретения. Четвертой ошибкой является предположение, что творчество присуще личности, но не группе. Действительно, такой сверхгений, как Альберт Эйнштейн, вряд ли вырос бы из японской системы, которая ценит коллективную работу. Однако группа обладает способностью соединять интеллекты особым образом, она позволяет не только находить решение, помогая друг другу, но и выбирать такие решения, которые могут быть реализованы именно благодаря участию в процессе выработки решения всей группы. На самом деле образ Томаса Эдисона - изобретателя-одиночки не соответствует действительности. Эдисон был одним из пионеров коллективных исследований. По мере того, как объем накопленных знаний становится настолько большим, что в одиночку переварить его не под силу, сравнительные преимущества той или иной страны все больше зависят от организации коллективных исследований. "Нововведения, - говорил Майкл Полани, - происходят на заполненной сцене". Следствием сохранения веры в этот миф является то, что Соединенные Штаты: а) продолжают недооценивать японцев; б) концентрируют усилия только на фундаментальных и "технологических" исследованиях, недооценивая стадию использования и организационные нововведения; в) до сих пор уверены, что японцы "все у нас скопировали" и поэтому обречены на отставание. "Я чувствую себя очень неспокойно, когда слышу разговоры о неспособности японцев создавать новое, - говорит ученый из "Ай Би Эм" Ральф Гомори. - Я подозреваю, что эти люди выдают желаемое за действительное". Миф 2. Японский успех обеспечен "Джапан Инкорпорейтад". Широко распространено представление, что конкурентоспособность Японии в значительной степени определена деятельностью "Джапан Инкорпорейтид", т.е. сращиванием государства, бизнеса и профсоюзов, которые действуют совместно как одна национальная корпорация. Действительно, в 50-е и 60-е годы государство играло активную роль в развитии экономики Японии. Существовал жесткий контроль правительства за экспортом и валютными операциями, действовало множество форм финансовой поддержки частных фирм государством, административное регулирование со стороны министерства финансов. Японского банка, управления экономического планирования, министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Однако большинство наблюдателей, в том числе и мы, считает, что связь "государство - бизнес -профсоюзы" никогда не определяла конкурентоспособности Японии, а размах и эффект такого сотрудничества значительно преувеличены. Более того, то влияние, которое подобное "сращивание" имело, давно исчезло - с тех пор, как корпорации стали сильнее, а МВТП лишилось многих своих полномочий. Японские бизнесмены откровенно жалуются на вмешательство государства, контроль с его стороны над рынком, а иногда просто отказываются сотрудничать с правительством. Однако то, что японское государство действительно сотрудничает с частным сектором гораздо плодотворнее, чем американское, - это факт. И было бы неверно на основе того, что МВТП сделало ряд ошибок и утратило часть своей власти, говорить о его неэффективности и ненужности. МВТП - весьма уважаемое ведомство, выступающее связующим звеном между государством и частным сектором в решении некоторых проблем. Оно выпрашивает, убеждает, обсуждает, не соглашается, обеспечивает информацию, помощь, финансирует некоторые проекты. Прямая финансовая помощь, оказываемая МВТП, гораздо меньше, чем думают американцы. Оно помогает деньгами, однако главная его задача - побуждать компании собирать, оценивать и передавать информацию, добиваться согласия, побуждать стареющие отрасли сворачивать производство, помогать им перестраиваться и только от случая к случаю руководить деятельностью организованных государством артелей, навязанных японцам американцами (как это произошло с автомобилями и полупроводниками). В большинстве же случаев движущей силой японской конкурентоспособности является рынок. Если завтра МВТП исчезнет, на конкурентоспособность Японии это окажет очень незначительное влияние. Миф 3. Главной причиной дефицита США в торговле с Японией является японский протекционизм. Япония препятствует или ограничивает доступ на некоторые свои рынки с помощью тарифных и нетарифных мер. Это не миф. Это - правда. Однако вокруг этого возникают некоторые опасные мифы. Первый: японский протекционизм - причина американского торгового дефицита. Второй: протекционистские барьеры в Японии очень высоки. Третий: сегодня Япония полагается на протекционизм гораздо больше, чем США. Во-первых, огромный торговый дефицит США нельзя объяснить только японским протекционизмом. Если бы Япония сейчас убрала все тарифные и нетарифные барьеры ,это снизило бы дефицит США в торговле с ней примерно на 6 млрд. долл., т.е. на 10%. Фред Бергстен, директор Международного экономического института в Вашингтоне, заявил, что если бы в Японии были сняты ограничения на импорт говядины и цитрусовых, то, по оценке министра сельского хозяйства США Ричарда Линга, за следующие несколько лет Соединенные Штаты смогли бы увеличить экспорт этих товаров не более чем на 1 млрд. долл. Даже наиболее известный борец с протекционизмом в конгрессе, конгрессмен от штата Миссури Гехардт оценивает "вклад" в дефицит торговых барьеров в 15%. А это значит, что 50 млрд. долл. дефицита США в торговле с Японией и 162 млрд. долл. в общем внешнеторговом балансе вызваны другими причинами. То, что дефицит США в торговле с Японией обусловлен закрытостью ее рынков, - это миф. На самом деле здесь действует комплекс причин; курс доллара, бюджетный дефицит США, импорт и экспорт капитала, конкурентоспособность, разница в темпах роста. Во-вторых, представление о Японии как стране с закрытым внутренним рынком восходит к тем временам, когда она действительно широко использовала подобные меры, С 50-х до начала 70-х годов Япония для защиты своих рынков использовала тарифы, квоты, субсидии, контроль за валютными операциями, таможенные ограничения и другие методы - полный набор. Однако с начала 70-х годов Япония снижает тарифы, сокращает почти на 2000 позиций список товаров, импорт которых ограничен. К 1985 г, средняя величина тарифов в Японии (на уровне 3%) была существенно ниже, чем в США (4, 2%) и ЕЭС (4, 9%). Однако Японию нельзя назвать страной с полностью открытым рынком. Используются нетарифные барьеры, которые являются формой протекционизма де-факто, Однако в отношении этих мер профессор Колумбийского университета Хью Патрик, изучавший Японию длительное время, сделал следующий вывод: "По моему мнению, в целом ограничения на импорт в Японию промышленных товаров из США не более, если не менее строже, чем американские ограничения на импорт японских товаров". Американцы забывают, что США также являются протекционистской страной, о чем уже говорилось в предыдущей главе. Примерно треть американского импорта вынуждена преодолевать те или иные тарифные или нетарифные барьеры. Даниел Гоулман описывает карикатуру в "Нью-Йоркер", где изображен король в средневековом замке в окружении рыцарей. Король говорит: "В Датском королевстве - полный порядок. В других странах - полный беспорядок". Обе страны прибегают к протекционизму. Обе стороны рассказывают друг о друге ужасные истории и показывают друг на друга пальцем: "добровольные ограничения" на экспорт бейсбольных бит, лыжного инвентаря, арахисового масла, автомобилей и стали - с одной стороны, на текстиль, цветные телевизоры, автомобили с обеими ведущими осями - с другой стороны. Протекционистские барьеры с обеих сторон сейчас примерно одной высоты. Опасность - в другом. Считая японский протекционизм причиной торгового дефицита и снижения конкурентоспособности США, американцы забывают об истинных источниках этих явлений. Миф 4. Японская экономика закрыта для иностранцев. Представление о том, что американские фирмы выживают с японского рынка, также является преувеличением. Экспорт США на так называемый закрытый японский рынок больше, чем экспорт в ФРГ, Англию и Италию, вместе взятые. А средний японец тратит на иностранные товары в три раза больше, чем средний американец - на японские товары. Однако в каждом мифе есть доля правды. Действительно, существуют специфические формы барьеров, препятствующие американским фирмам работать на японском рынке. Это бюрократические препоны, условия аттестации, регулирования цен. Японские компании также время от времени способны препятствовать проникновению на рынок американских товаров. Для этого используются система связей между большими компаниями и их отношения с поставщиками и субподрядчиками. Однако число таких закрытых рынков невелико, а барьеры такого рода существуют и в США. Наряду с примерами закрытых рынков есть столь же много примеров, когда зарубежные фирмы в течение многих десятилетий успешно работают в Японии. По оценкам из различных источников, американские компании в Японии произвели в 1985 г. товаров и услуг на сумму 50 млрд. долл. - это больше, чем дефицит США в торговле с Японией в 1988 г. Табл. 22 дает представления о доле японского рынка, контролировавшейся в 1982 - 1983 гг. некоторыми американскими компаниями. Таблица 22
Фирма "Макдональдс" начала действовать в Японии в 1971 г. Многие предсказывали компании провал, утверждали, что после того, как в течение двух тысячелетий японцы ели рис и рыбу, они не станут есть гамбургеры. В 1984 г. оборот "Макдональдс" в Японии достиг 100 млрд. иен, и она стала крупнейшей компанией общественного питания в Японии. Самый большой в мире ресторан "Макдональдс" находится в Киото [Теперь в Москве. (Прим. ред.)]. Другая известная компания быстрого обслуживания - "Кентукки фрайдчикен" настолько японизировалась, что каждый год в июле проводит по синтоистскому обряду праздник в честь душ цыплят, на которых фирма заработала свой доход. Да, вести дела в Японии непросто. Однако в значительной мере трудности связаны с языковым барьером, а также с высокой требовательностью японских потребителей к качеству, дизайну и сервису. Не каждая американская фирма отважится попробовать здесь свои силы, И если в США работает 50 тыс. служащих отделов маркетинга японских фирм, то в Японии - всего 1200 их американских коллег. В 1985 г. "Детройт" продала в Японии только 1300 своих автомобилей, а западногерманская фирма "БМВ" - в четыре раза больше (кроме всего прочего, эта фирма продает машины, приспособленные к левостороннему движению, которое принято в Японии, как и в Англии). Клайд Престовиц до мая 1986 г. был главным человеком, отвечавшим в министерстве торговли США за ведение переговоров с Японией. Перед своей отставкой он сказал: "Главной причиной, препятствующей продаже большего количества товаров в Японии, являются не торговые барьеры, а снижающаяся конкурентоспособность американских товаров". Джим Аббегглен, долгое время работавший консультантом в Японии и написавший об этом несколько книг, сделал следующий вывод: "Японские рынки открыты по крайней мере в той же степени, что и рынки других стран и во всяком случае значительно больше, чем, например, рынки Франции или Италии". И хотя японцы здесь не вполне "чисты", мнение, что американским фирмам не дают работать в Японии, в большей части неверно. Миф 5. Высокая производительность труда японцев обусловлена культурными факторами, поэтому использовать японский опыт невозможно. Аргумент "культурной уникальности" в объяснении практики управления в Японии не выдерживает критики. Каждая культура по-своему уникальна, в том числе и культура США. Однако между культурами есть много общего, и ряд концепций, подходов, приемов могут быть перенесены на другую почву. Миф заключается в том, что японские методы производства настолько древние и настолько зависят от культуры, что Соединенные Штаты использовать их не смогут. Во-первых, далеко не все из сегодняшней японской практики управления всегда существовало как часть японской культуры. Частично она является продуктом традиций, частью сложилась в период американской оккупации после войны частью - как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой в послевоенной Японии. Многие так называемые уникальные элементы японской экономической системы - гармоничные отношения рабочих и хозяев, пожизненный найм, "кружки качества" - не являются в полном смысле продуктом японской культуры. Они были вызваны необходимостью. С 1945 по 1960 г. трудовые отношения в Японии были одними из наихудших и наиболее жестоких в мире. Некоторые управляющие сопротивлялись до последнего момента введению ограниченной системы пожизненного найма. "Канбан" и "точно вовремя" были изобретены после войны как метод борьбы с потерями и ростом запасов. Сотрудничество между трудом и капиталом родилось из взаимной неудовлетворенности, разрушительных забастовок и необходимости наладить работу. Повышение качества возникло из желания японцев продавать свою продукцию на рынках наиболее высокотехнологичных товаров. "Кружки качества" - это не культурный артефакт. Они возникли из собраний рабочих, на которых изучались статистические методы контроля качества. Действительно, методы работы вполне соответствуют культурным традициям страны. Однако они не унаследованы от таинственного прошлого культуры, а были созданы для нашего времени. У Японии есть своя культура. Есть она и у Соединенных Штатов. Чем говорить о различиях, американцам следовало бы сосредоточиться на самом важном, сходном, поддающемся переносу. По нашему мнению, до 80% японских методов повышения производительности и качества можно перенести и приспособить к условиям американской хозяйственной системы. А теперь посмотрим, в чем состоят сильные стороны японцев. | ||||||||||||||