Главная  Читальня  Ссылки  О проекте  Контакты 

Урок 5. Победителям свойственна жажда победы

Любая страна, бросающая вызов экономическому лидеру, часто компенсирует малочисленность населения, недостаточ­ные размеры или дефицит ресурсов такими качествами, как "активность", "напор", "голод", "настойчивость", "горяч­ность" или "старательность".

Эти, так сказать, внеэкономические, нематериальные фак­торы, которые мы называем "движущей силой" или "стиму­лами", помогают многим народам не только преодолевать неблагоприятные стартовые условия, но и быстро возрождать­ся после разрушений и поражений, так как это было, например, с ФРГ и Японией в послевоенный период. Страны, пока­завшие способность развиваться в начальный период своего становления, впоследствии, как кажется, теряют былую ак­тивность.

Англия, например, продемонстрировала повышенную "жа­жду" успеха, изобретательность, стремление к инновациям в период, когда она двигалась к вершине успеха, - в конце XVIII и начале XIX столетия.

Предпринимательский и изобретательский дух был столь силен, что британцам удалось создать новые методы произ­водства и продажи товаров, находившиеся далеко за предела­ми обычных тогда представлений. Изобретателями и предпри­нимателями в те дни становились все: парикмахеры, учителя, министры. В этот период было перепробовано множество но­вых способов делать привычные, обыденные вещи.

Однако Англия, как оказалось, утратила способность к быстрому развитию, примерно в то же самое время Германия продемонстрировала свой первый "рывок".

Исследователями подчеркивается, что немцы столкнулись с множеством проблем. Трудности заставили их работать еще интенсивнее. Важной причиной успеха Германии в соперничест­ве с Англией, по мнению Д.Ландеса, явилось то, что в этой стране были задействованы не столько материальные, сколько преимущественно духовные факторы и социальные стимулы.

США на заре своего развития также продемонстрировали выдающиеся качества, причем американцы трудились интен­сивнее и дольше англичан,

Сегодня многие американцы задают вопрос: а существует ли еще та "движущая сила", которая была у США раньше и, если она ослабела, можно ли ее возродить, поднять до уров­ня, демонстрируемого странами Азии. Один американский бизнесмен, вернувшись в 1982 г. из поездки в Японию, писал в своем отчете: "На всех предприятиях люди стремятся победить нас, и если мы не применим того же средства, мы не сможем выжить". Все эти невидимые, моральные факторы практически невозможно включить в расчеты производительности или экономические модели или выразить количественно.

Любой человек творческой профессии - артист, спортсмен или управляющий - может подтвердить: "вдохновение", стремление к победе являются критическими моментами в достижении высоких результатов. Для того чтобы победить соперника, нужны "глаза тигра".

Урок 6. Конкуренты делают упор на систему обучения

Отличительное свойство стран, бросающих вызов лидеру, состоит в том, что они уделяют большое внимание развитию системы образования. Германия, например, обратила особое внимание на развитие образования в самые ранние периоды своей истории. В некоторых районах Германии обязательное начальное образование существовало еще в XVI в. Фридрих Великий ввел обязательное начальное образование во всей Пруссии в 1763 г. В 1860 г. доля детей школьного возраста, посещавших школы, была на уровне 97, 5%, а немецкая сис­тема школьного обучения распространилась по всей Европе. Иностранцы отмечали в тот период, что по сравнению с други­ми странами система образования в Германии более совер­шенна, занятия длятся дольше, предметов больше, ученики послушнее. Все немцы признавали важность образования.

Немцы также создали развитую систему технического образования и объединили профессиональное, техническое и научное образование.

Немецкие рабочие имели хорошую общую и техническую подготовку, могли без труда работать на сложном в техничес­ком отношении оборудовании, осуществлять более строгий контроль качества. Кроме того, высокий уровень образова­ния, которое имел обычный немецкий рабочий, позволял ему осознавать свою роль в производственном процессе и адапти­роваться к потребностям производства.

Эта ситуация разительно отличалась от того, что было в Англии. В 1860 г. только половина детей школьного возрас­та посещала школы. Только в 1870 г. была создана первая система начального образования - это произошло более чем на сто лет позднее, чем в Германии.

Образовательная система в Англии была элитарной, ориен­тировалась на частные школы и университеты, в которых обу­чались самые одаренные и богатые. Даже в 1897 г. только 7% учеников английских школ второй ступени были выходцами из рабочего класса. Англия продолжала отставать в развитии системы образования и в начале XX столетия. В канун первой мировой войны, в 1913 г., в Англии было 9 тыс. студентов университетов, а в Германии - 60 тыс. В то время как в Анг­лии и Уэльсе дипломы выдавались всего 350 специалистам по всем областям знаний, в Германии ежегодно подготавлива­лось 3 тыс. дипломированных инженеров.

Различия между английской и немецкой системами обра­зования широко обсуждались в Англии на протяжении второй половины XVIII в. Слышалось множество голосов о необхо­димости исправления сложившегося положения. Однако, несмотря на это, система образования в Англии не изменилась. Англичане сохранили свою элитарную и классическую ориентацию в системе образования и по сей день. Образова­тельная система в Германии была более интенсивной, глубо­кой по содержанию и ориентирована на то, чтобы дать каждо­му гражданину хорошее образование, сформировать основу для понимания научных и технических проблем.

В тот период, когда США были колонией, образовательная система в этой стране была неразвитой - мешало отсутствие традиций, недостаток ресурсов, а также то, что американцы считали образование исключительно личным делом. Впослед­ствии, конечно, отношение изменилось. Образование стало рассматриваться как важная область деятельности государ­ства, как неотъемлемое "право" каждого гражданина и как способ вырваться из нищеты. Постепенно американская сис­тема образования эволюционировала в направлении к свобод­ной, общедоступной, общественной, общеобразовательной модели.

Однако до середины XIX столетия идея обязательного об­разования не получила широкого распространения. Первый подобный закон был принят в штате Массачусетс в 1852 г. Другие штаты внедряли этот закон длительное время, и толь­ко в 1918 г. последний штат - Миссисипи - принял соответствующий закон.

Таким образом, Германия и США перешли к массовой сис­теме образования, в то время как Англия продолжала держа­ться за свою элитарную, классическую модель. Конечно, труд­но утверждать, что это была единственная причина утраты Англией лидирующих позиций. Тем не менее развитая систе­ма образования, как считают многие специалисты, является одним из важнейших факторов, определяющих уровень конкурентоспособности.

Паундс и Брунер в книге "Школа в американском общест­ве" сделали вывод, что "школы имеют тенденцию отражать процессы, происходящие в обществе в целом". К этому хоте­лось бы добавить, что общество и экономика также испыты­вают воздействие системы образования.

Япония в течение длительного периода также имела нераз­витую систему образования. Перед революцией Мэйдзи, в 1868 г., по имеющимся оценкам, только 40% мальчиков и 25 % девочек посещали школу и получали начальное образова­ние. В Англии в тот же самый период школу посещали только 25% мальчиков и ничтожный процент девочек. Первым шагом нового правительства было введение всеобщего обяза­тельного обучения.

Правительство пригласило преподавателей из Европы и США для того, чтобы они обучали японцев новым идеям, ме­тодам и технологиям. Сознательно или случайно Япония не стала внедрять элитарной системы образования, а приняла модель всеобщего образования, принятую в США.

Уже к 1925 г. 99, 4% всех японских детей посещали школу, а к 1927 г. 93% всех японцев умели читать. Сегодня Япония продолжает уделять пристальное внимание образованию.

Урок 7. Победители копируют лидеров

Многие американцы обвиняют японцев в том, что они копировали американские идеи и технологии, как будто бы в се эти идеи нечто уникальное. Это ошибка. История говорит о том, что все страны копируют что-то друг у друга.

В древние времена процесс копирования или поглощения опыта других стран происходил в основном с помощью силы, Так, монголы и скифы поглотили такие богатые и передо­вые страны, как Вавилон, Египет, Шумерское царство. Они не только присваивали себе ценности, но и копировали техноло­гию: колесо, ирригационные системы, письменность, плуг, гончарное искусство и т.д.

Распространение новых технологий и идей происходило. также через торговлю, например через финикийцев или "шелковые" караваны из стран Азии. Новые идеи приносили и великие путешественники древности, например Марко По­ло, который вынес из Китая идею использования бумажных денег взамен золотых и серебряных монет.

Европейцы скопировали множество идей и технических приспособлений, появившихся сначала в странах Азии, напри­мер порох, магнитный компас, телегу, коленчатый вал, игру в карты, бумажные деньги, хомут, бумагу.

Британцы заимствовали многие идеи и технологии из Ки­тая, Греции и Древнего Рима. Ф. Бродель сообщает о том, что первые "настоящие фабрики", появившиеся в Англии в 1716 - 1717 гг., были скопированы с ткацких фабрик Италии в результате двухлетнего шпионажа. Особенно много англи­чане заимствовали у голландцев. А. Мэддисон, например, от­мечает: "Фактически большинство британских достиже­ний было связано с копированием голландского опыта созда­ния торговой капиталистической модели хозяйствования.

Об этом можно говорить в таких областях, как сельское хозяйство, строительство каналов, судостроение, банковская система, международная специализация. В сельском хозяйст­ве и услугах... Великобритания была последователем, а не лидером".

В 1776 г. даже Адам Смит убеждал в необходимости кон­курировать с достижениями голландцев в области техноло­гии, разделения труда и т.п.

В известной книге, вышедшей в 1890 г., Уильямс приводил много конкретных примеров того, что немцы раздражали англичан стремлением к имитации.

"Немцы следовали за англичанами след в след, импортируя их оборудование и инструменты, нанимая там, где это было возможно, лучших работников, копируя их методы работы и организации производства".

Немцы даже посылали большое количество людей в анг­лийские учебные заведения. Например, в Манчестерской тех­нической школе каждый третий ученик был иностранцем, ко­торый после занятий изучал практические навыки работы со специальным учителем.

США, соперничая с Англией в XIX в., самым активным об­разом копировали опыт европейских стран, особенно анг­лийский. В годы своего становления США были известны как "страна копировщиков". Процесс заимствования зарубе­жного опыта не остановился и после того, как США заняли лидирующие позиции.

Например, реактивный двигатель был изобретен в Англии, но освоен коммерчески в США. Английская компания "И Эм Ай" изобрела прибор для считывания сигналов мозга, но продала технологию американской компании "Дженерал электрик". Количество идей и изобретений, скопированные США у стран Европы, удивляет - автомобиль, бессемеровс­кий метод разливки стали, ткацкая машина, радио, радар, атомные электростанции, полиэстер, пенициллин. США не бы­ли лидером в области науки и техники вплоть до послевоен­ного периода.

В 1543 г. попавшие в шторм португальские моряки пристали к берегу Японии и обменяли несколько ружей на еду и во­ду. Тридцать лет спустя один из моряков, вернувшись в Япо­нию, обнаружил там 20 тыс. вооруженных людей - их ружья были точной копией его оригинала.

Гораздо раньше японцы заимствовали у китайцев филосо­фию, музыку, кулинарное искусство, одежду, виды спорта, поэзию, иероглифы, методы административного управления, приспособив все это к своему собственному духу и характе­ру. В конце концов Япония стала конкурировать в области культуры с Китаем.

Японцы сами изолировали себя от остального мира на про­тяжении 250 лет, начиная с XVII столетия. А затем, после революции Мэйдзи, начиная с 1868 г. они снова сделали стра­ну открытой и начали самым активным образом использовать чужие идеи и технологии.

Команды японцев буквально хлынули в Европу и США для того, чтобы изучить там опыт в самых различных отраслях.

Они копировали немецкие законы, французское устройст­во армии, английскую систему управления флотом. Англий­ские специалисты приглашались для руководства строитель­ством железных дорог, телеграфной связи и военных судов, Была использована немецкая система организации медицин­ской помощи и здравоохранения. Итальянцы приглашались в Японию для того, чтобы обучать живописи и ваянию.

В послевоенный период Япония заимствовала множество идей в США. Например, транзистор был придуман в "Белл лаборетри". Так как эта лаборатория не смогла организовать его коммерческого использования, то лицензия была предло­жена за 25 тыс. долл. В 1953 г., несмотря на сопротивление правительства, компания "Сони" купила эту лицензию.

Компания "Ар Си Эй" в 1950 г, продала японцам техноло­гию по изготовлению цветных телевизоров "Юнимейшн", про­дала лицензию на изготовление роботов "Кавасаки". Первый коммерческий видеомагнитофон также был разработан аме­риканской компанией "Эмпекс", однако именно "Сони" превратила эту разработку в удачный коммерческий продукт.

Обычно "преследователи" не просто копируют идеи лиде­ра. Они приспосабливают их к своим особенностям, совер­шенствуют, а также, что особенно важно, гораздо быстрее реализуют эти идеи на рынке.

Как говорил один старый японец: "Самая большая благо­дарность ученика по отношению к своему учителю заключает­ся в том, чтобы превзойти его".




К предыдущей главеОглавлениеК следующей главе


Сайт управляется системой uCoz