| |||||||||||
Курс для высшего управленческого персонала > Предисловие
В 1964 г. в США был издан шеститомный «Курс для высшего управленческого персонала»1, переизданный без изменений в 1967 г. Монументальность американского оригинала, его подкупающее и многообещающее название не должны ослаблять идеологической бдительности в отношении общей направленности данного труда, критического подхода к анализу и общей его оценке. Прежде всего предлагаемый читателю труд по существу не является ни курсом, ни учебником в том смысле слова, как это принято понимать у нас, в СССР. Таковыми его не делают ни стиль изложения, ни расположение материала. Не является он и справочником. Слово «сборник» тоже было бы неподходящим, так как имена авторов его отдельных частей неизвестны и речь может идти лишь о едином, но коллективном авторе под именем «совет редакторов по профессиям и бизнесу» издательства Прентис-Холл. Это издательство считается одним из крупнейших и наиболее авторитетных в области подобного рода изданий в США. Пройти законченный курс науки организации и управления по данному Курсу нельзя. Материал в нем расположен недостаточно систематично; в разных частях работы чувствуются разные авторы, которые иногда возвращаются к тем же самым вопросам, хотя и трактуют их под разным углом зрения. Тома издания не имеют названий, вместо них даны только подзаголовки, указывающие содержание тома. Подлинно научной в полном и высоком смысле этого слова назвать рассматриваемую работу нельзя. Краткая вступительная заметка ко второму тому американского оригинала не оставляет на этот счет никаких сомнений: «В подготовке этого тома редакторы стремились избежать той опасности, которая всегда возникает при анализе методов управления, а именно тенденции затуманить абстрактными принципами реальность практики управления. Мы умышленно свели теорию до минимума, предпочитая вместо этого сосредоточить наше изложение на том, что делается управляющим, как оно делается и почему оно так делается. Мы верим, что большинство читателей будет приветствовать такого рода прагматический подход к теме большой сложности». Эти предпосылаемые второму тому слова фактически относятся ко всему изданию. Боязнь затуманить теорией привела к тому, что в Курсе очень мало научных определений различных концепций, нет попытки дать какое-то теоретическое обобщение, нет общего вступления, заключения, даже самых скромных общих выводов. Классовая сущность науки организации и управления в Курсе, конечно, завуалирована. Упор делается на многочисленные примеры. Всюду видно стремление сделать из работы своего рода настольное пособие для каждого руководителя американского бизнеса, для которого процветание его «дела» в условиях жестокой капиталистической конкуренции является вопросом «быть или не быть». Хотя объектом анализа является промышленное производство, тем не менее вся работа задумана как своеобразное руководство по повышению экономической эффективности в любом деловом начинании каждого руководителя, будь то управляющий заводом, директор учреждения, заведующий торговой фирмой, начальник канцелярии или просто начальник. Подобный широкий диапазон - следствие истолкования науки организации и управления как дисциплины межотраслевой. Нельзя не видеть и общей направленности рассматриваемого труда, авторы которого иногда черным по белому, а иногда между строк пытаются давать идеологическое обоснование американским методам ведения бизнеса. Анализ в данном случае хорошо известных пороков капиталистической системы был бы отклонением от задач предисловия и привел бы к неизбежным повторениям фактов, уже давно хорошо освещенных в нашей печати в процессе разоблачения всех так называемых «благ свободного мира». Однако уместно подчеркнуть, что корни решения проблем организации и управления всегда, несомненно, уходят в политическую и социально-экономическую систему каждой страны. Очень многое из того, что можно считать эффективным и рациональным в условиях капиталистической системы, может оказаться невыгодным и принципиально неприемлемым в условиях социалистической системы. В вопросе отношения к капиталистическому опыту всегда следует помнить заветы В. И. Ленина. Владимир Ильич, как известно, неоднократно подчеркивал, что отнюдь не зазорно и никогда не следует стыдиться или бояться пользоваться веками накопленным опытом капиталистов и нужно брать из него все то, что может пригодиться в построении нашей системы. Требуя в 1923 г. объявить конкурс на составление учебника по организации труда, и специально труда управленческого, В. И. Ленин говорил, что если мы еще не в состоянии сделать это сами, то следует сразу же перевести пару зарубежных учебников. Любопытно отметить, что даже в капиталистических кругах стран Западной Европы в настоящее время все больше и больше проявляется тенденция проводить грань между высокой техникой американского ведения бизнеса и его идеологическим содержанием. Консервативная американская газета «Нью-Йорк Таймс» в номере от 24 ноября 1967 г. с грустью цитировала слова шведского капиталиста: «Я преклоняюсь без оговорок перед американской организационно-управленческой техникой, но мне бесконечно наскучило слушать все эти антикоммунистические пошлости, когда я попадаю в Нью-Йорк. Что мы в Европе хотим получить от" Америки - это ее опыт в ведении бизнеса и финансов, но отнюдь не ее политические идеи. Идеи у нас имеются собственные». В Европе много шума недавно наделала книга известного французского публициста Жана-Жака Серван Шребера («Le Defi American» («Вызов Америки»). В этой книге автор утверждает, что Европа стоит перед опасностью превращения в американскую колонию. Капиталовложения американцев в Европе, пишет автор, теперь доходят до 14 млрд. долл.; американцы, дескать, контролируют уже 80% европейского рынка счетных машин, 50% производства полупроводников, 15% радиотелевизионной сети. Во Франции в руках американского бизнеса находится 65% производимой сельскохозяйственной техники и телевизоров, 45% синтетической резины, 40% нефтяных продуктов и т. д. Выход из создавшегося положения Жан-Жак Серван Шребер видит в освоении американской техники ведения бизнеса. Американская техника ведения бизнеса, организация супермаркетов в торговле; применение американских методов обслуживания в отелях и ресторанах; знание, как правильно организовать работу прачечных, химчисток, мастерских; быстро наладить производство и ввести в широкое употребление тысячи новых продуктов, умение контролировать их качество, упаковку, своевременную доставку и, наконец, американское умение ценить время - все это подкупает европейских потребителей. В наше время, когда американский империализм ведет яростное идеологическое наступление, особенно следует проводить грань между эффективностью американской техники бизнеса и уходящей в прошлое, изжившей себя реакционной идеологией американского капитализма. Поэтому, работая в качестве научного редактора этого издания, я отбирал все ценное и устранял то, что переводить не имело смысла. Часть I Курса «Подготовка управляющих и улучшение административных служб» , и особенно часть II «Управляющий и производство» , несомненно, содержат много общих правил, которые могут быть использованы независимо от социальной системы общества. Часть III - «Организация сбыта». Наибольшей эффективности американский бизнес достигает в организация снабжения, сбыта, торговли, и в частности оптовой торговли. Сложность нашего аппарата материально-технического снабжения совершенно естественна, если принять во внимание размеры нашей страны. В распоряжении органов Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению сейчас имеется более 3200 хозрасчетных снабженческо-сбытовых организаций и нефтесбытовых баз, годовой объем товарооборота которых достигает 100 млрд. руб. Эти организации и базы снабжают свыше 85 тыс. предприятий, организаций и потребителей нефтепродуктов. Четкая работа такой сети - это один из кардинальных вопросов нашего народного хозяйства. В дни, когда «ученым и практикам предстоит разработать общую систему организации снабжения и сбыта на научной основе» 2 , такие разделы рассматриваемой части работы, как «Эффективная техника продвижения товаров», «Успешное руководство сбытом» или, например, «Организация планируемых действий», будут прочитаны с особым интересом. Вспоминая слова В. И. Ленина о том, что «нам нужно построить всю нашу организацию так, чтобы во главе коммерческих предприятий у нас не оказались люди, не имеющие опыта в этой области», читателю, несомненно, будет любопытно познакомиться с тем, как в США осуществляются подбор и подготовка торговых кадров. Об этом говорится в главах «Как находить и удержать желаемый торговый персонал?» и «Подготовка первоклассных работников сбыта». Все сказанное выше о торговле в значительной степени относится и к части IV «Руководство финансами». Будучи в свое время американским гражданином, я в течение нескольких лет проработал на знаменитой финансовой бирже Уолл-стрит в Нью-Йорке. Приобретенный там опыт дает мне возможность сделать два диаметрально противоположных вывода об этой воистину «берлоге капитализма». С одной стороны, Уоллстрит - это самый порочный институт, порожденный капиталистической системой; с другой - трудно даже придумать более технически совершенный механизм, чем то организационное совершенство простоты и четкости, на которых построены финансовые операции Уолл-стрита, и та техническая оснащенность, которая используется в этих операциях. Совершенно очевидно, что методы финансовой отчетности, составления бюджетов, детализация показателей, необходимых в процессе социалистического планирования, не могут ориентироваться на «простоту» американских приемов, часто уходящих корнями в такую же «простоту», а вернее, идеологическую пустоту американского понимания прибыли как начала, Вокруг которого вращается вся наука организации и управления в США. Капиталистические методы руководства финансами предопределяются самой сущностью капиталистической системы. Но их простота, четкость К разработанность не могут не пробуждать у советского читателя, даже искушенного в финансовых вопросах, здорового творческого желания совершенствовать эффективность и упрощать методы управления финансами социалистических предприятий и учреждений. В предлагаемой читателю работе наибольшему сокращению в сравнении с американским изданием подверглась часть V - «Юридические вопросы бизнеса». Совершенно очевидно, что знание американских законов не может помочь в практической работе нашему управленческому персоналу. Тем не менее у нас все чаще и чаще высказывается мысль о серьезном пробеле в квалификации нашего управленческого персонала, выражающемся в отсутствии юридической подготовки. Мы считаем, что ознакомление с американским опытом позволит восполнить имеющийся пробел. Заключительная (VI) часть «Советы управляющему» - это своего рода «познай самого себя»: анализ качеств и методов работы «успешного» руководителя. Следует признать, что авторы этого тома серьезно подошли к избранной теме и не пошли по пути дешевых советов (типа «как преуспеть в жизни»), которыми так часто увлекаются в странах капитала, и больше всего в США. тем не менее само понятие «успешный» (succesful) руководитель в США ассоциируется главным образом с его умением сделать личную карьеру. Борьба за эффективность работы предприятия является для американского управляющего не столько процессом служения своему делу и обществу, сколько средством достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. В то же время идеологическая неприемлемость направленности американских методов не может заслонить их эффективность. Мысль о том, чтобы выполнить задание лучше и в более короткое время, вовсе не означает работать до изнеможения, главное - это умение управляющего работать умнее, правильнее, рациональнее. Такая мысль заслуживает, конечно, самого широкого распространения и у нас. Правильный подход и умение оценить самого себя как решающий фактор успешного управления другими людьми; разумный учет своих духовных и физических возможностей и способность критически относиться к самому себе и сдерживать себя; техника обращения с людьми и оценка их качеств; убежденность, сознательность, постоянный интерес к своей работе, непрерывное совершенствование знан� |