Главная  Читальня  Ссылки  О проекте  Контакты 

Курс для высшего управленческого персонала > Часть первая. Подготовка управляющих и улучшение административных служб - Глава XI. Методы повышения квалификации руководящего персонала

До недавнего времени получение образования коммерческим руководителем заканчивалось с началом его карьеры. Дальше он продолжал учиться на работе. Это выражалось в приобретении опыта и знаний фактов и методов, во-первых, путем повышения квалификации без отрыва от производства, во-вторых, путем посещения семинарских занятий и участия работе специальных технических обществ (например, в областях учета, инженерного дела, кадров, производства и торговли).

После второй мировой войны методы повышения квалификации руководителей претерпели значительные изменения: появились в большом количестве краткие учебные программы для коммерческих руководителей. Их назначение отличается от назначения традиционных учебных программ технических обществ. Новые программы более сложные и трудные и рассчитаны на людей, имеющих большой опыт работы. В них рассматриваются не только средства руководства, но и как пользоваться ими — планировать, организовывать, объединять и оценивать.

Одна из проблем, встречающихся при выдвижении функциональных управляющих в ряды высшего административного руководства, состоит в том, что их опыт руководящей работы в таких областях, как производство, финансы или торговля, не всегда достаточен для выполнения функций высших администраторов, разрабатывающих политику. Кроме того, в настоящее время хороший функциональный управляющий в какой-либо отрасли деятельности должен знать, что происходит за пределами конторы или предприятия, на котором он работает. Хороший управляющий в области учета обязан не только знать правила учета, но и уметь понимать учет как часть деятельности всей системы данной компании.

Человеку, стремящемуся достигнуть вершины служебного положения в своей компании или хотя бы в своем управлении, в настоящее время нужно знать тонкости работы всей компании. В соответствии с этим и составляются современные программы повышения квалификации работников системы управления. Многие из них отражают широкие аспекты руководства. Другие касаются руководства в конкретных областях деятельности, например, сбыте, планировании, контроле производства, сокращении затрат. Однако программы руководства узко специальной деятельностью являются лишь частью программы руководства деятельностью всей компании.

Эта глава познакомит вас с программой повышения квалификации руководящих работников.

Необходимо обучение профессии руководителя

Следует ли считать специалистами лиц, которые руководят коммерческой деятельностью и промышленностью страны? Представление, что они должны быть ими, все шире и шире воспринимается повседневно как самими коммерческими руководителями, так и другими лицами. «Обучение коммерческой деятельности пришло в наш век, — говорит Куртней Ч. Браун, декан коммерческой школы Колумбийского университета. — Оно в настоящее время полностью включено в учебные программы страны наряду с такими специальными областями науки, как право, медицина, теология и инженерное дело».

В качестве профессиональных руководителей управляющие коммерческой деятельностью должны «измерять нашу молодую профессию по стандартам, установленным более старыми профессиями», — указывает Лоуренс А. Апплей, президент Американской ассоциации по управлению. Должно существовать некоторое сходство между обучением и подготовкой старым профессиям и профессии управления. В качестве примера Апплей приводит процесс обучения врача, имеющий несколько этапов:

1. Период, в течение которого будущему врачу дают максимальное количество знаний, накопленных его предшественниками по профессии.

2. Период освоения профессии, во время которого он под тщательным наблюдением практикуется в том, чему учился.

3. Период практической профессиональной деятельности.

4. Участие в специальных сессиях и семинарах по отдельным вопросам, практика в клиниках и т. п., в процессе которых он периодически на протяжении всей карьеры совершенствует свои знания. Как раз на этом последнем этапе он все время знакомится с последними достижениями, в области своей профессии и вносит свой вклад в сокровищницу профессиональных знаний.

В течение поколений первый этап обучения врача был точно определен: студент-медик изучал накопленную информацию по своей профессии в медицинских школах и больницах. Обучение же коммерческому делу в средних учебных заведениях и университетах несколько отличалось и окольными путями пришло к положению, существующему в настоящее время. Первоначально наука управлять была разделена на отдельные специализированные области, такие, например, как производство, сбыт, банковское дело и страхование. Предлагавшиеся курсы лишь слегка касались управления как вида деятельности самого по себе, а иногда и вообще не касались его.

Обучение коммерческому делу сделало значительный прогресс, когда около 30 лет тому назад был введен метод обучения на конкретных примерах. Этот метод обучения давал практику по важной стороне искусства управлять — практике принятия решений и получения уроков, извлекаемых из изучения действительно имевших место проблем и опыта руководства. Недавно в ряде высших учебных заведений (в частности в коммерческих школах при университетах, которые занимаются подготовкой будущих коммерсантов) введены учебные курсы, на которых будущие управляющие изучают, что представляет собой управление. В учебных программах этих школ имеются такие курсы, как общее руководство, семинары по руководству, динамичное руководство, оценка рынка и проблемы изучения потребителей.

Третий этап подготовки управляющего аналогичен этапу подготовки врача. Оба начинают работать по специальности, к которой они подготовлены, и оба самостоятельно занимаются своим совершенствованием. Компания, где работает управляющий, также проводит эту работу путем осуществления программ подготовки на предприятиях или в конторе, но ответственность компании за совершенствование управляющего является второстепенной по отношению к его собственной ответственности.

До недавнего времени молодой кандидат на должность управляющего не мог получить специальную подготовку, сходную с подготовкой врача. Первоначальные программы повышения знаний в коммерческом деле без отрыва от производства и семинары для коммерсантов преследовали прежде всего цель обучения уже зрелых руководителей (четвертый этап подготовки врача).

В настоящее время в коммерческом деле повышение знаний без отрыва от производства проводится во все